КОРОМЫСЛИ
Что такое традиционные русские песни сегодня? Можно ли серьезно воспринимать их в XXI веке? Что мешает нам наслаждаться их звучанием?

Когда мы говорим о русской культуре, то сразу представляем балалайку, матрешку, цветастые платки, медведей, водку, как без неё. Эти стереотипы, на самом деле, не имеют отношения к русскому фольклору. Наши предки воспринимали народную культуру по-другому, и мы сегодня очень далеки от этих представлений.

Мы не помним нашего прошлого, поэтому все время сталкиваемся с проблемой идентичности, и не можем ответить на вопросы: кто мы? где наши корни? чем мы отличаемся от других?

В аудиальном перформансе Полины Кардымон на три голоса разложены фольклорные песни. Колыбельные, свадебные, погребальные — мы понимаем слова, но не узнаем их звучания, они для нас чужие, незнакомые.

Исполнители пытаются декодировать смыслы, впустить народную культуру в сегодняшний день, и мы открываем ее для себя заново. Традиции не стали пережитком, и театр, где происходит живое общение между человеком (артистом) и человеком (зрителем), способен развернуть их к современности.
Резиденты Мастерской Крикливого и Панькова исполняют фольклорные колыбельные, погребальные, свадебные и «сезонные» песни.

Три актрисы не просто поют, а проживают, примеряют на себя каждую отраженную в песне традиционную практику, фиксируя при этом свои ощущения и наблюдения в текстовых комментариях.

«Аудиальный перформанс» декодирует смыслы, которые современный человек не считывает в фольклорных текстах и мелосе, и, таким образом, предлагает тип рефлексии, вполне уместный в музее – историко-краеведческом, этнографическом, музыкальной культуры. Музейный экспонат в данном случае – народная песня; экспозиционные инструменты и активный дизайн – вокальная и актерская техники, остранение фоновым текстом, установка на прямую коммуникацию и живое общение с аудиторией. В текстах, сопровождающих пение, много вопросительных знаков. Создатели «Коромыслей» задают вопросы себе и зрителям.

Так ведет себя и современный музей, претендующий на отклик и внимание зрителей, – не дает окончательные ответы, а ставит вопросы перед посетителем.

Анатолий Голубовский
эксперт фестиваля THEATRUM 2020
ФЕСТИВАЛИ
Участники фестивалей:

Фестиваль независимых театров "Еще Один", ЦСД, Омск, 2021

Номинанты премии "Золотая Маска"

Фестиваль «THEATRUM: Ре-Формация» (образовательный проект Фестиваля «Золотая маска»), Москва, 2020

Фестиваль независимых театров "Еще Один", ЦСД, Омск, 2021
[сыра земля] КОРОМЫСЛИ.Глава 2

Представьте, что у вас завтра свадьба, а подруги и мать горько плачут и причитают по невесте, как будто вас уже нет. И вы присоединяетесь к этому плачу и прощаетесь со своей прошлой жизнью и прошлой собой. Девушка умерла — родилась жена.

Почему, а, главное, зачем в русской традиции человека хоронили три раза за жизнь?

Сейчас тема смерти табуирована — мы пытаемся о ней не думать, как будто ее нет, как будто она сама умерла. Мы привыкли загонять страх смерти как можно глубже — туда, где мы сами не сможем его отыскать. Но ведь отрицание и замалчивание только увеличивают ощущение тревожности, и мы не знаем, как самостоятельно с этим справиться. А наши предки знали.

2 глава аудиального перформанса КОРОМЫСЛИ [сыра земля] обращается к экзистенциальным вопросам и обрядам русской традиции. Четыре голоса проведут вас через целую жизнь и ее важные этапы, без страха расскажут и споют о том, о чем не принято говорить.

ФЕСТИВАЛИ

Фестиваль независимых театров "Еще Один", ЦСД, Омск, 2021

Фестиваль Актуального Театра "ХАОС", участники шоукейса независимых театров, Новосибирск, 2021

Номинант премии "Золотая маска 2022", в номинации "Эксперимент"


Вторая часть «Коромыслей», только что номинированная на «Золотую маску — 2022» в категории «Эксперимент», — изысканное концептуальное действо на тему смерти и возможности пережить уход близкого полноценно. То есть так, как не позволяет современная культура: выпевая погребальный фольклор, актрисы перформанса пребывают в качестве исполнительниц, чью патетику и чисто физическую мощь присутствия снижают или комментируют бегущие по экрану титры, но еще — в качестве персон, не прячущихся за актерской оснащенностью. В титрах — сомнения и вопросы, тревожащие создательниц «[сырой земли]» и конкретно — Полину Кардымон, которая простым и красивым жестом открывает заново значение песен и ритуалов, но также и признается себе и нам в незнании, непонимании и равнодушии. Обе работы, «Место» и «[сыра земля]», ценны, конечно же, тем, что родились не в Москве, а в столице Сибири. Но еще больше — откровенностью и спокойной честностью по отношению к себе.

Кристина Матвиенко
текст из журнала COLTA
Made on
Tilda